Интерактивные формы работы

  

   Использование интерактивных форм 
    в  работе   библиотекаря  лицея 
    как средство изучения истории 
                 родного края       

Любовь к Родине является внутренним стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к истории, культуре своего народа, красотам родной природы, гордость за родной язык.

 Но сегодня, в условиях глобализации, наблюдается снижение интереса молодежи к национальным ценностям. Данная проблема актуальна и значима, так как будущее страны зависит от подрастающего поколения. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры общества, особенно молодежи.
            Школьная библиотека – это особая среда, где библиотекарь в своей профессиональной деятельности выступает источником информации, удовлетворяет потребности школьников в непосредственном познании мира, воспитывает любовь и преданность к народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.
Работая более тридцати лет библиотекарем, мною накоплен опыт по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на основе местного материала.
В условиях изменившейся системы ценностей именно краеведение способствует формированию патриотических и нравственных принципов у читателей, воспитывает любовь к художественному слову, учит понимать подлинное искусство слова, ценить прошлое и настоящее Родины.  
Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании подчеркивали в своих трудах Я.А. Каменский, Ж.Ж.Руссо, Г.Песталоцци.
К.Д.Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что «поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека».
Целью данного опыта является создание условий для воспитания у подрастающего поколения  высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к родному краю посредством использования интерактивных форм.

Задачи опыта:

-определить формы, использование которых способствует развитию познавательного интереса учащихся к истории своей страны, родному городу, знаменитым землякам;

-освоить и апробировать интерактивные формы, способствующие воспитанию патриотических чувств, развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся;

        
        -вовлекать учащихся в популяризацию книги как источника информации посредством использования интерактивных форм. 

Система работы библиотекаря направлена на создание условий, способствующих процессу познания через развитие творческого и интеллектуального потенциала лицеиста. Работу библиотеки строю на принципах целеустремленности и общественной направленности, деятельностного подхода, воспитания в коллективе и через коллектив, учёта индивидуальных и личностных особенностей обучающихся, сотрудничества библиотеки, педагогов и учащихся, непрерывности, интеграции гражданско-патриотического и других направлений воспитания в комплексном воздействии на мировоззрение и установки учащихся.

Ведущая идея опыта – освоение и применение интерактивных форм в работе школьного библиотекаря будет способствовать формированию познавательного интереса учащихся к истории, культуре родного края, города, к его настоящему и будущему, чувства сопричастности к жизни страны, преданности ей и личной ответственности за сегодняшний день.

Все изменения, которые происходят в образовании, вносят изменения в работу школьной библиотеки. Характерной особенностью библиотечной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий, что требует новых форм –интерактивных. Этого веление времени. На данный момент мною освоены программа компьютерной графики, электронный фотоальбом, Photoshop, фотодекор, фотоколлаж, студия эффектов, ProShow Produce, Xarа, SoundForge (более 30 программ), что позволяет наряду с традиционными формами работы использовать и новые формы: электронные выставки, буктрейлеры, познавательно-аналитические игры, краеведческие мозаики, интерактивные выставки, фотовыставки, виртуальные экскурсии, видеопрезентации. Учитывая особенности восприятия информации молодыми людьми, презентация литературных произведений через использование видеоряда – один из эффективных способов формирования читательского интереса.

В библиотечной среде сейчас популярны буктрейлеры. Это современный способ продвижения книг в видеоформате, жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, искусство, электронные и интернет-технологии. Это своеобразная видеореклама, работающая аналогично трейлеру к фильму. Основная задача буктрейлера, продолжительностью не более 3 минут, – рассказать о той или иной книге, заинтересовать читателя и пробудить в нем желание к чтению. При создании использую краеведческую литературу: историческую, экологическую, художественную, публицистическую.

Книги писателей-земляков всегда востребованы учащимися лицея. Они помогают полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, расширяют и обогащают знания о родных местах. «Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо при помощи книг», писал М.В.Ломоносов. По мотивам книг полоцкого поэта Н.Я. Гальперовича подготовлены буктрейлеры «Полацк – бацька гарадой беларускіх», «Я ад дрэва твайго..». В библиотеке проводятся выставки-презентации, обзоры литературы, «краеведческие пятницы». Выставка видеоэкскурсия «Шчымлівае прызнанне песняра», посвященная Полоцку, дает возможность учащимся познакомиться с книгой-фотоальбомом Н.Я. Гальперовича «Я ад дрэва твайго…» и стать участниками заочной экскурсии по историческим местам Полоцка. Размещение выставки на сайте библиотеки лицея, позволяет увеличить число ее посетителей. Выставка в электронном варианте мобильна. Ее можно использовать для демонстрации в различных аудиториях.

Познавательный медиачас является эффективной формой подачи материала книги с использовианием медийных и интерактивных возможностей электронных носителей, предусматривает просмотры презентаций, слайд-шоу, фильмов, видеороликов, посвященных родному краю, с их последующим обсуждением: «И помнит мир спасённый», «Полоцкий историко-культурный музей-заповедник», «Святая Евфросинья», «Есть мужество, достойное не многим…». Аудивизуальная форма подачи информации содействует успешному ее усвоению лицеистами, которые лучше воспринимают зрительный образ, чем образ литературный. Соединив художественную ценность кинопроизведений информативность видеоряда с литературными ценностями и живым словом позволяет повысить эффективность воспитательного воздействия на современную молодежь.

В работе библиотеки лицея большой популярностью пользуются интерактивные познавательно-аналитические игры: «Гераічныя шляхі Віцебшчыны», «Мой город – сердца отчий дом».

Познавательно-аналитическая игра «Мой город – сердца отчий дом» содержит информацию об основных этапах зарождения, становления и развития города, информацию о людях, которые внесли значительный вклад в развитие города в разных сферах жизни.

С 2018 года библиотекой организован лицейский буккроссинг «Книга из дорожного чемодана», получивший поддержку среди учащихся и учителей. Через сайт лицея учащиеся и педагоги были приглашены к участию в увлекательной акции книгообмена. Буккроссинг основан на принципе «прочитал – отдай другому». Для проведения книгообмена установлены стеллажи с книгами, которые пользуются популярностью. В Год малой родины буккроссинг проходит под девизом «Читаем книги наших земляков».

В практике работы использую библиотечный квилт, суть которого в том, чтобы составить плакат из лоскутков по определенной теме. Основу квилта и его макет готовлю сама, но каждый читатель может поучаствовать в его наполнении. Библиотечный квилт «Интересное о крае, в котором мы живем» представлял собой информационный стенд, состоящий из отдельных частей – «лоскутов» с информацией об истории края. В течение недели каждый лицеист и педагог мог внести свой «лоскуток» в полотно, ответив на два предложенных вопроса: «Какие достопримечательности Витебской области вы знаете», «Что вызывает у вас чувство гордости как жителя Новополоцка».

Результативность и эффективность опыта.

Для того чтобы узнать, насколько успешен мой опыт использования интерактивных форм как средства изучения истории родного края, анализировались результаты посещаемости библиотеки учащимися, умения отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, привлечение учащихся к созданию буктрейлеров, презентаций, буклетов, проведения медиачасов, акций, участия в конкурсах.

· Диплом 1 степени на областном конкурсе буктрейлеров «Да духоўнасці праз кнігу”. (Гальпяровіч Н.Я. “Полацк – бацька гарадоў беларускіх”, Гальпяровіч Н.Я. “Я ад дрэва твайго…”).

· Диплом 1 степени на областном этапе и диплом 3 степени на заключительном этапе республиканского конкурса компьютерных разработок патриотической направленности «Патриот.by» в номинации «А из нашего окна…» в возрастной категории от 12 до 15 лет учащаяся 10 «Г» класса лицея Мядель Варвара представляла интерактивный проект «Мой город – сердца отчий дом».

·  Диплом в городском смотре «Библиотечная выставка как средство рекламы книги и чтения» в номинации «За использование инновационных форм продвижения книги» («Шчымлівае прызнанне песняра»).

 Мой опыт является ценным не только для меня, но и для других библиотекарей. Он полезен как для начинающих, так и для опытных библиотекарей, которые могут творчески использовать ведущую идею опыта. Мне приходилось неоднократно представлять свой опыт на городском методическом объединении библиотекарей, педагогическом совете лицея, республиканском семинаре-фестивале «Современная школьная библиотека как центр личностного развития обучающихся», на республиканском семинаре «Воспитательное пространство региона как фактор успешной социализации и гражданско - патриотического становления личности».
           Данный опыт освещался на страницах информационно-методического бюллетеня «Поиск», сборника материалов областного семинара «Инновационные формы  работы современной библиотеки общеобразовательного учреждения: инициатива, поиск, творчество» государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования».

В дальнейшем планирую совершенствовать свой опыт, продолжить подбор краеведческого материала и изучение новых современных форм в работе библиотеки. В. П. Астафьев когда- то сказал: «Далёк и сложен путь книжки к читателю, путь, чем-то похожий на человеческую судьбу. Велика при этом, несомненно, роль библиотекаря, профессионального пропагандиста книги. Читателю порой трудно самому определить: хорошо, плохо ли то, что стоит на книжной полке. Наличие огромного ассортимента книг в библиотеке, пусть и мудрых, не освобождает библиотекаря от самостоятельных мыслей и поступков. Как и писатель, библиотекарь просто не имеет права быть личностью, остановившейся в своем развитии». 

 Денисьева, С.А. Использование интерактивных форм в работе школьного библиотекаря как средство изучения истории родного края/С.А.Денисьева//Бібліятэка прапануе.-2021.-№1.-С.5-8.