Много ли вы знаете книг, написанных
детьми? Тем не менее, это явление – далеко не редкое, и не только в наше время.
Многие известные классики брались за перо, будучи еще подростками.
Например, А.С. Пушкин начал публиковать свои стихотворения в 15 лет. Но вполне
возможно, что многие из этих стихотворений были написаны еще до поступления в
Лицей. Кстати, «Руслана и Людмилу» он начал писать в 18 лет. А первые
стихотворения Марины Цветаевой публикуются 1906 годом, когда ей было около 14
лет.
Предлагаю вам познакомиться с современным автором, который начал писать в юном возрасте.
Михаил Самарский. «На качелях между холмами»(13 лет).
Популярный российский писатель – сейчас
его можно так назвать – свою первую книгу, повесть «На качелях между холмами»,
опубликовал в 13 лет. Дебютная работа была замечена критиками и читателями,
которые оставили немало лестных отзывов. Сейчас автор продолжает литературную
деятельность, регулярно публикуя новые произведения.
В 2012 году в издательстве «Эксмо» под начинающего автора была создана отдельная книжная серия «Приключения необыкновенной собаки». В 2013 году издательство «Эксмо» создало вторую специальную именную серию «Михаил Самарский. Лучшие книги для подростков».
Все книги Михаила Самарского предназначены для детей и подростков, они учат добру, дружбе, взаимовыручке, что так необходимо подрастающему поколению. Сейчас на счету молодого автора около 20 книг, которые переведены на другие языки и издаются в США, во Вьетнаме, в Болгарии.
В 2012 году в издательстве «Эксмо» под начинающего автора была создана отдельная книжная серия «Приключения необыкновенной собаки». В 2013 году издательство «Эксмо» создало вторую специальную именную серию «Михаил Самарский. Лучшие книги для подростков».
Все книги Михаила Самарского предназначены для детей и подростков, они учат добру, дружбе, взаимовыручке, что так необходимо подрастающему поколению. Сейчас на счету молодого автора около 20 книг, которые переведены на другие языки и издаются в США, во Вьетнаме, в Болгарии.
Научитесь слышать, взрослые! Именно к
этому на страницах первой книги «На качелях между холмами» призывает молодой
автор Миша Самарский, московский школьник, решившийся отправить свои летние
размышления в издательство.
Перед тобой, читатель, удивительная книга! И пусть тебя не смущает авторская
ремарка на обложке – произведение будет интересно как школьникам, так и
взрослой аудитории.
Все мы «родом из детства». Дети, внуки, правнуки… Это то, ради чего существует мир. Проза Самарского о мире Миши Мирова, в двенадцать осознающего ценность семьи и жизни «в самые тяжёлые годы» – в детстве. Автор не зря выбирает эпиграфом слова Канта и на протяжении всей повести доказывает взрослым свою, «детскую», правду. Важно, что мальчик, сопереживающий погибшим под колёсами лихачей животным, сострадающий чужим бедам, не останавливается на полпути, не озлобляется, а несёт свет потрясающего глубиной душевного прозрения, которое может дать только стремление помочь другим, пусть даже ценой собственной жизни. Защитить, спасти – для Мирного, как зовут его одноклассники, норма.
«Как хорошо, что я умею читать!» – искренне восклицает герой. В момент сомнений в правильности законов взрослых он знакомится с творчеством Иосифа Бродского:
Все мы «родом из детства». Дети, внуки, правнуки… Это то, ради чего существует мир. Проза Самарского о мире Миши Мирова, в двенадцать осознающего ценность семьи и жизни «в самые тяжёлые годы» – в детстве. Автор не зря выбирает эпиграфом слова Канта и на протяжении всей повести доказывает взрослым свою, «детскую», правду. Важно, что мальчик, сопереживающий погибшим под колёсами лихачей животным, сострадающий чужим бедам, не останавливается на полпути, не озлобляется, а несёт свет потрясающего глубиной душевного прозрения, которое может дать только стремление помочь другим, пусть даже ценой собственной жизни. Защитить, спасти – для Мирного, как зовут его одноклассники, норма.
«Как хорошо, что я умею читать!» – искренне восклицает герой. В момент сомнений в правильности законов взрослых он знакомится с творчеством Иосифа Бродского:
«Холмы
– это выше нас.
Всегда
видны их вершины,
Видны
средь кромешной тьмы.
Присно,
вчера и ныне
По
склону движемся мы.
Смерть
– это только равнины,
Жизнь
– холмы, холмы…»
И Миша Миров осознаёт озвученную поэтом
истину, понятную сердцу: «Жизнь любого человека видна даже во тьме. Для чего мы
живём? По склону движемся мы…»
Но ведь по склону холма человек может
«двигаться» не только вниз. Наша жизнь не только холмы, она ещё и качели
жизненных испытаний, взлетающих то вверх, то вниз: жизнь-смерть,
преданность-предательство, дружба-равнодушие, любовь-ненависть…
Герой повести не предаёт свои идеалы,
которые вынес из «книг-дорог». Став читателем, исследуя разноликий мир
художественного слова, он высказывает открывшуюся истину: «Не хочу равнину… Мы
с Машкой два холма…»
Наивный и робкий, но решительный и
надёжный, подросток готов многим пожертвовать ради близких и той первой,
единственной! Прочитав о мальчишеском чувстве, вы, несомненно, вспомните первую
любовь. Значит, и любовь – холм, жизнь!
«Перед смертью я попрошу, чтобы на моём
камне нарисовали два холма, а между ними качели». Школьник, оказавшись на
больничной койке, думает о завещании. Качели – символ детской беззаботности,
одновременно – знак взрослой, непредсказуемой и постоянно меняющейся жизни. Всё это изложено с яркостью детского
восприятия, соединяющего современные разговорные обороты и интонации с мамиными
советами и бабушкиными поговорками, с философскими итогами отца и своеобразным
юмором деда.
Глядя на мир взрослых широко раскрытыми
глазами, Миша Миров не хочет принимать фальшь, он стремится жить по законам
добра и сострадания. Посетив на кладбище могилу взрослого друга, осознав
потерю, ребёнок понимает: «Предать отца и мать – самое страшное преступление в
этой жизни».
Литературный дебют Михаила Самарского
признан критиками сенсацией. И дело тут не в количестве наград и дипломов.
Важен смысл поступка – слова, с которым школьник выходит к своему читателю, в
мир, где ещё, к счастью, встречаются люди «с добрыми глазами».